Работа японского мастера

СТИЛЬ РИККА

Стиль рикка получил свое развитие из композиции татебана (прямостоящие цветы), которая ставилась в буддийских храмах перед изображением будды в составе мицугусоку, а в середине 15 века с появлением архитектурного стиля жилых помещений сеин-дзукури стала украшением ниши токонома в комнате для занятий. Со временем татебана превращается в самостоятельную композицию рикка, и в начале 16 века становится одним из лучших украшений замков и дворцов, которые в это время начинают строиться по всей Японии.

Различные формы и стили рикка разрабатывались мастерами цветочной аранжировки школы Икэнобо при храме Роккакудо. Развитие цветочной аранжировки, как и других видов традиционных искусств Японии, появившихся в это время, находилось под сильным влиянием филосовско-эстетических представлений господствующей религии того времени - дзэн буддизма.

Традиционная композиция рикка олицетворяла собой могущественную красоту природы, в которой отдельные элементы символизировали горные вершины и холмы, водопады и реки, горные селения и крупные поселки (всего 9 основных элементов). Каждый из элементов рикка мог быть выполнен только из определенного материала, соответствующего времени года и имел точно определенное место расположение в композиции. Кроме этого горный ландшафт композиции рикка был разделен как бы на две части - солнечную (янь) и теневую (инь), что также оказывало влияние на выбор растительного материала для элементов, находящихся в инь или янь частях рикка. Основные элементы могли иметь помощников, которые также занимали определенное место в работе. Таким образом, традиционная рикка представляла собой хорошо сбалансированную, сложную и объемную композицию, которая имела, благодаря особому расположению и наклону растительного материала значительную глубину.

Свое настроение мастера рикка выражали, создавая композицию в одном из трех стилей:

син - строгий, сдержанный стиль для официальных церемоний. В нем главный, элемент композиции, находившийся в центре вазы, устремлялся вертикально вверх.

ге - более свободный стиль. Здесь основной элемент мог отклоняться в сторону (степень этого изгиба выражала настроение автора), а затем верхушка ветки возвращалась к центру, создавая впечатление устойчивого баланса работы. Со - это свободный стиль, в котором основной элемент мог быть выполнен не из веток, а из цветов или трав; это были также композиции в широких вазах, заполненных песком, так что поверхность воды была не видна. Такие композиции назывались "суна но моно" и ширина таких работ была больше высоты.

В настоящее время стиль рикка, уходящий своими корнями в средневековую историю, нашел современные формы для своего выражения. Современная рикка допускает использование разнообразных цветов, листьев и трав. Размеры и форма композиции, а также число элементов может меняться в зависимости от желания автора. В эффектных и необычных работах современной рикка иногда с трудом угадывается внешнее сходство с монументальными традиционными композициями рикка. Но мастера икэбана знают насколько тесно эти различные стили рикка связаны со своими традициями.

 

|Главная страница|История Икэбана|

Татебана
Рикка
Рикка симпутай
Тябана
Раннее нагэирэ
Сека
Сека симпутай
Морибана и Нагэирэ
Свободный стиль
Hosted by uCoz