|
Работа японского мастера
|
СТИЛЬ РИККА
Стиль рикка получил свое развитие из композиции татебана (прямостоящие
цветы), которая ставилась в буддийских храмах перед изображением
будды в составе мицугусоку, а в середине 15 века с появлением архитектурного
стиля жилых помещений сеин-дзукури стала украшением ниши токонома
в комнате для занятий. Со временем татебана превращается в самостоятельную
композицию рикка, и в начале 16 века становится одним из лучших
украшений замков и дворцов, которые в это время начинают строиться
по всей Японии.
Различные формы и стили рикка разрабатывались мастерами цветочной
аранжировки школы Икэнобо при храме Роккакудо. Развитие цветочной
аранжировки, как и других видов традиционных искусств Японии, появившихся
в это время, находилось под сильным влиянием филосовско-эстетических
представлений господствующей религии того времени - дзэн буддизма.
Традиционная композиция рикка олицетворяла собой могущественную
красоту природы, в которой отдельные элементы символизировали горные
вершины и холмы, водопады и реки, горные селения и крупные поселки
(всего 9 основных элементов). Каждый из элементов рикка мог быть
выполнен только из определенного материала, соответствующего времени
года и имел точно определенное место расположение в композиции.
Кроме этого горный ландшафт композиции рикка был разделен как бы
на две части - солнечную (янь) и теневую (инь), что также оказывало
влияние на выбор растительного материала для элементов, находящихся
в инь или янь частях рикка. Основные элементы могли иметь помощников,
которые также занимали определенное место в работе. Таким образом,
традиционная рикка представляла собой хорошо сбалансированную, сложную
и объемную композицию, которая имела, благодаря особому расположению
и наклону растительного материала значительную глубину.
Свое настроение мастера рикка выражали, создавая композицию в одном
из трех стилей:
син - строгий, сдержанный стиль для официальных церемоний.
В нем главный, элемент композиции, находившийся в центре вазы, устремлялся
вертикально вверх.
ге - более свободный стиль. Здесь основной элемент мог отклоняться
в сторону (степень этого изгиба выражала настроение автора), а затем
верхушка ветки возвращалась к центру, создавая впечатление устойчивого
баланса работы. Со - это свободный стиль, в котором основной элемент
мог быть выполнен не из веток, а из цветов или трав; это были также
композиции в широких вазах, заполненных песком, так что поверхность
воды была не видна. Такие композиции назывались "суна но моно" и
ширина таких работ была больше высоты.
В настоящее время стиль рикка, уходящий своими корнями в средневековую
историю, нашел современные формы для своего выражения. Современная
рикка допускает использование разнообразных цветов, листьев и трав.
Размеры и форма композиции, а также число элементов может меняться
в зависимости от желания автора. В эффектных и необычных работах
современной рикка иногда с трудом угадывается внешнее сходство с
монументальными традиционными композициями рикка. Но мастера икэбана
знают насколько тесно эти различные стили рикка связаны со своими
традициями.
|Главная страница|История Икэбана|
|