Композиция Сека подчеркивает естественную красоту растения. В
природе растение каждый день сталкивается с различными испытаниями:
ветром, бурей, засухой, дождем и снегом и все это оставляет свой
отпечаток на растениях. В этих взаимодействиях с природой и проявляется
внутренний характер растения. Поэтому неудивительно, что в композициях
сека можно встретить листья, изъеденные насекомыми, пожелтевшие
листья, листья сломанные (как бы надломленные ветром) - во всем
этом заключена природная красота растений.
Мастера икэбана не стараются сделать растения красивее, чем они
есть в природе, так как красота и природа для них понятия тождественные.
В композиции сека отражено взаимодействие трех основополагающих
элементов вселенной: небо-человек-земля. Растения, которые их олицетворяют,
называются соответственно син-соэ-тай и ставятся в композиции в
соотношении 7-5-3 (большое-среднее-малое).
Согласно восточной философии, в основе всего существующего в мире
лежит взаимодействие двух начал светлого - янь и темного инь. Это
нашло свое отражение и в композициях сека. Так, элемент соэ (человек)
обращен к свету, тай (земля) располагается в теневой части композиции,
син (небо) обладает как свойствами инь так и свойствами янь.
Растения поднимаются над поверхностью воды единым стволом. Место
выхода ствола их воды называется мицугива, и ему придается очень
большое значение в композиции. На расстоянии приблизительно 10 см
от поверхности воды ствол освобождается от веток, листье, цветов
чтобы выглядеть изящным, ровным и стройным. В композиции могут использоваться
не более трех видов различных материалов.
Большое значение имеет выбор вазы, поскольку она играет не только
роль сосуда с водой, но и символизирует основу, дающую жизнь растению.
Вазой определяется выбор природного материала, а материал должен,
в свою очередь, соответствовать вазе. Это соответствие определяется
тем настроением, которое автор хотел бы выразить своей работой.
Передать свое настроение можно создавая композиции в одном из трех
стилей син, ге или со.
Син
Это сдержанная, строгая форма, в использующая прямые, неразветвленные
растения, стремящиеся к вертикальному росту. Для таких композиций
используются прямые вазы с нешироким отверстием.
Ге
Эта форма создает впечатление легкого движения и покачивания растения
на ветру. Выбираются ветки и цветы с изящными изгибами и разветвлениями.
Используются разнообразные вазы с широким отверстием, бамбуковые
двухэтажные вазы, низкие широкие вазы для двойных композиций, в
которых подчеркивается красота поверхности воды.
Со
Свободная, эмоциональная форма композиций. Используются растения
с энергичными изгибами и каскадными ветками. Такие композиции можно
ставить в вазах свободной формы, в подвесные вазы, среди которых
своей изящной формой выделяются вазы в виде лодки, луны. Если композицию
икэбана сравнивать с музыкальным произведением где цвет-линия-форма-поверхность
являлись бы нотами, то композиции в стиле син были бы характерны
для Бетховена, в стиле ге для Брамса, а Моцарт создавал бы свои
произведения в стиле со.